Телеграм-канал

02.04 в 03:15 UTC
 08.04 в 18:21 UTC
 15.04 в 19:13 UTC
 23.04 в 23:49 UTC

Возможно самая яркая комета десятилетия

25-09-2012

Leonid Elenin (ISON-NM)

C/2012 S1 (ISON) — четвертая российская комета была открыта Виталием Невским (Беларусь) и Артемом Новичонком (Россия) 21 сентября 2012 года на обсерватории ISON-Kislovodsk, Международной научной сети оптических инструментов (ISON), расположенной вблизи Кисловодска. Кометная природа объекта была подтверждена на нескольких крупных телескопах, первым из который был 1.5-метровый телескоп Майданакской обсерватории (наблюдатель О. Бурхонов).

В ходе уточнения орбиты многими обсерваториями всего мира, удалось найти т.н. преоткрытие (prediscovery) — оказалось что этот объект уже наблюдался по одной ночи 28 декабря 2011 и 28 января 2012, на обсерваториях Mt. Lemmon и Pan-STARSS 1, соответственно. В итоге, общая дуга наблюдений увеличилась во много крат и теперь можно с большой уверенностью говорить об орбите новой кометы.

Перигелий, т.е. ближайшую точку к Солнцу, комета должна пройти в конце ноября 2013 года, на расстоянии, немногим большим чем 0.01 а.е! Если комета не разрушится на подлете, как это уже было с кометой C/2010 X1 (Elenin), то нас ждет, возможно самая яркая комета десятилетия, которая сможет затмить комету C/2011 L1 (PAN-STARRS).

Зафиксировано новое столкновение с Юпитером

14-09-2012

Leonid Elenin (ISON-NM)

10 сентября на Юпитере была зафиксирована вспышка, которая скорее всего являлась результатом столкновения неизвестного тела с Юпитером. Дейв Петерсон (Dan Peterson), визуально наблюдая Юпитер в свой 30 см телескоп, заметил яркую вспышку вблизи восточного лимба планеты, длившуюся около 2 секунд. Примерно в то же время, другой астроном-любитель Джордж Холл (George Hall), зафиксировал яркую вспышку используя специализированную веб-камеру, установленную на его 30см телескопе.

Как только планета вновь повернулась к земным наблюдателям и область предполагаемого столкновения вновь стала доступна для наблюдений, астрономами-любителями были получены новые снимки.

Входе их анализа выяснилось что никаких различимых следов в облачной структуре планеты нет. Так было столкновение или нет?

Вспышка были независимо зафиксирована двумя астрономами-любителями, есть и видео подтверждающее это событие. Длительность вспышки оценивается в 2 секунды, что соизмеримо с длительностью вспышки 2010 года, интерпретированной как результат столкновения с планетой-гигантом, тела размером в 10-15 метров.

Возможно, в данном случае мы имеем дело с телом субдекаметрового размера, которое не оставило следов на поверхности внешнего облачного покрова Юпитера, таких размеров, которые могут быть разрешены с помощью наземных любительских телескопов. Пришло время астрономов-профессионалов…

См. также: Юпитер снова подвергся космической бомбежке

14 сентября астероид 2012 QG42 пройдет вблизи Земли

09-09-2012

Leonid Elenin (ISON-NM)

14 сентября 2012 года, в 9:13 утра, мимо Земли пролетит достаточно крупный объект - открытый 26 августа, астероид 2012 QG42. В момент максимального сближения, дистанция до него составит свыше 2 840 000 км, что абсолютно безопасно для жителей Земли. Максимального видимого блеска, 13.8 звездной величины (что сравнимо по яркости с Плутоном), астероид достигнет двумя днями ранее. Хотя подобные астероиды считаются яркими и их пролеты достаточно редки, этого гостя смогут увидеть лишь астрономы-любители, обладающие крупными любительскими телескопа, вдали от городов.
В настоящий момент ряд обсерваторий мира, в том числе и ISON-NM, готовятся к его фотометрическим наблюдениям, которые состоятся сразу, как только астероид и Луна разминутся на нашем небе. Хочется отдельно подчеркнуть, что подобное сближения, а правильнее сказать соединения, являются лишь иллюзорными - оптическим обманом для земного наблюдателя. На самом же деле объекты могут разделять миллионы километров.
Помимо фотометрических наблюдений, которые помогут определить физические параметры астероида - его размер (в настоящий момент, оценивающийся от 210 до 475 метров), период вращения и прочее. Запланированы и его радиолокационные наблюдения на радиообсерватории Голдстоун (Goldstone), с помощью 70-метрового радиолокатора DSS-14. Эти данные, совместно с данными полученными оптическими средствами, помогут с еще большей точностью определить физические свойства астероида 2012 QG42, а так же уточнить его орбиту. Орбита известная на данный момент, говорит о том, что сближение 14 сентября является самым тесным до 2050 года.

Персеиды 2012. Первые результаты

14-08-2012, 00.00 мск

По данным IMO (Международная метеорная организация) пик Персеид пришелся на вторую половину суток 12 августа 2012 года на период между 12 - 17 часами всемирного времени (вероятный момент пика потока пришелся на 14 - 15 часов).
Часовое число метеоров потока в этот период, по всей видимости, находился в пределах 90 - 110 метеоров в час. Пиковое значение оценено в 118 метеоров в час.

Мы также вели счет Персеид в ближнем Подмосковье 11 и 12 августа. В первую ночь наблюдений за час (0:30 - 1:30) всего замечено 8 метеоров, из них к Персеидам отнесено 3 метеора, остальные отнесены к спорадическим метеорам.
Во вторую ночь за полтора часа наблюдений (2:35 - 4:05) отмечено 33 метеора, к Персеидам отнесено 26 метеоров при фоновом потоке спорадических метеоров - 7.

В марте 2013 года жители Земли увидят яркую комету!

Поисковая карта кометы C/2011 L4 PANSTARRS для наблюдений в марте - июле 2013 года

01-08-2012, 18.27 мск

Многие любители астрономии с нетерпением ждут появления на небе яркой кометы, блеск которой в начале весны 2013 года может достигнуть 0 звездной величины, что вполне конкурирует с такими ярчайшими звездами северного неба, как Вега, Капелла и Арктур!

После продолжительных исследований орбиты кометы C/2011 L4 PANSTARRS, получившей такое имя по названию телескопа PANSTARRS (Panoramic Survey Telescope & Rapid Response System), при помощи которого она была открыта в ночь с 5 на 6 июня 2011 года, хвостатая космическая странница должна пройти перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) 9 марта 2013 года на расстоянии всего в 0,30 а.е. Поэтому в середине марта она окажется на вечернем небе на фоне созвездия Рыб (затем Пегаса) как яркое туманное пятно (возможно, с хвостом, направленном в противоположную от Солнца сторону, т.е. вверх), более яркое в центральной части. При этом 12 – 13 марта севернее кометы пройдет тончайший серп молодой Луны в возрасте всего 1 – 2 дней после новолуния.

Так что с нетерпением ждем этого яркого астрономического события!

Астрономы зафиксировали супервспышки на звездах

18-05-2012, 23.25 мск

Космический телескоп «Кеплер» зафиксировал супервспышки на звездах. Случись вспышка такой силы на нашем Солнце, то последствия для Земли могли бы быть поистине катастрофическими, такими как разрушение озонового слоя (или даже атмосферы) и гибель живых организмов. К счастью, всего 0,2% звезд, похожих на наше Солнце, испытывают такие колоссальные вспышки, чаще случающиеся на звездах с большей скоростью вращения вокруг своей оси.

Так что же увидели астрономы при помощи этого орбитального телескопа? Для исследований было выбрано 100 тысяч звезд, удаленных на расстояние от Земли на 600 – 3000 световых лет. За период, исчисляемый 120 сутками, в патрулируемом участке звездного поля «Кеплером» было зафиксировано до 365 супервспышек. Об этих событиях на далеких звездах астрономам поведали небольшие, но внезапные изменения в блеске звезд, наводящие на подозрение о случившейся супервспышке.

Даже самые мощные вспышки на Солнце не идут ни в какое сравнение с теми чудовищными выбросами раскаленного газа, содержащего заряженные частицы, происходящими на далеких звездах, свидетелями которых и стали астрономы.

Согласно модельным данным, такие мощнейшие вспышки могут происходить при наличии вблизи звезды планет-гигантов, по своим размерам превосходящих газовых гигантов нашей Солнечной системы – Юпитера и Сатурна, удаленных от нашей главной звезды на значительное расстояние. Взаимодействие магнитных полей планеты-гиганта (или нескольких таковых) и звезды могут приводить к формированию мощнейшей вспышки на последней. Впрочем, это лишь одна из версий.

Также на таких звездах также могут образовываться пятна очень больших размеров, как это представлено на рисунке.

Что касается нашего Солнца, то считается, что самая мощная вспышка на нем произошла 1 сентября 1859 года. Группу пятен, с которой была связана эта вспышка, пронаблюдал и зарисовал в деталях английским астрономом Ричард Кэррингтон. Этот рисунок вы можете видеть слева. Но даже самые мощные солнечные вспышки выглядят не так впечатляюще на фоне тех супервспышек, зафиксированных «Кеплером» на далеких звездах, которые по мощности превосходят солнечные в 10 000 и более раз.

На широте Москвы предстоящей ночью возможны полярные сияния

08-03-2012, 15.04 мск

Обозначение 1429 может показаться скучным и безликим для группы пятен, которая в эти дни находится вблизи центрального солнечного меридиана и с даты своего появления из-за края солнечного диска 2 марта приковывает к себе пристальное внимание не только астрофизиков, но и геофизиков. И не случайно, ведь в этой области солнечного диска 6 марта произошла вторая по мощности в текущем 24-м одиннадцатилетнем цикле солнечной активности солнечная вспышка, эхо которой сегодня докатилось до нашей планеты в виде сильной магнитной бури.

Классическая хронология этого явления следующая: если солнечная вспышка происходит тогда, когда активная область (в нынешнем случае группа пятен 1429) находится вблизи центрального солнечного меридиана и ориентирована в сторону Земли, мы непременно должны ожидать дальнейшего развития событий на нашей планете. Примерно через 8 минут после начала солнечной вспышки (а именно за такой промежуток времени свет покрывает расстояние между Солнцем и Землей) интенсивный поток ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, порожденных взрывом на Солнце, достигают самых верхних слоев земной атмосферы – ионосферы, усиливая ее разогрев и ионизацию. Это тот час же сказывается на условиях проходимости радиоволн: короткие радиоволны вместо того, чтобы отражаться от ионосферы, как от экрана, начинают ею усиленно поглощаться. В результате глохнут радиопередачи, а радиопомехи могут длиться до нескольких суток подряд.

Но главные события еще впереди. Извергнутые Солнцем облака плазмы через 30 – 50 часов обрушиваются на земную магнитосферу, то есть ту область космического пространства, внутри которой напряженность геомагнитного поля преобладает над напряженностью межпланетного магнитного поля. И если солнечный ветер, обтекающий магнитосферу нашей планеты, можно сравнить с легким бризом, то стремительный поток корпускул, порожденных солнечной вспышкой, подобен страшному урагану. И когда такой космический «ураган» налетает на магнитную оболочку земного шара, она сжимается с подсолнечной стороны и на Земле разыгрывается магнитная буря.

Во время магнитной бури наиболее энергичные солнечные корпускулы, направляемые силовыми линиями геомагнитного поля, гигантскими струями вторгаются вблизи полюсов в верхние слои земной атмосферы. Там они сталкиваются с частицами воздуха, и в результате их ионизации возникает неповторимое по красоте полярное сияние. Предстоящей ночью появление полярных сияний возможно в северных и средних широтах нашей страны. И если не помешает погода, а также яркий лунный свет (Луна, к сожалению, сейчас находится в фазе полнолуния и ярко сияет на небе в течение всей ночи), вероятно, вы сможете стать свидетелями этого уникального явления.

Как известно, период вращения Солнца вокруг собственной оси составляет примерно 27 суток. И если активная область, дающая вспышки, будет сохраняться на протяжении длительного периода, то магнитная буря будет повторяться на Земле каждые 27 дней, пока эта активная область на дневном светиле не угаснет. При этом влияние солнечного «шторма» может сказываться и на сейсмической активности нашей планеты, а также влиять на погодные аномалии по всему земному шару.

Виновницу космической непогоды – группу солнечных пятен группу солнечных пятен №1429, в эти дни можно наблюдать в небольшие телескопы и даже в бинокли, применив надежный светофильтр. Обращаем внимание наших читателей на то, что смотреть на Солнце незащищенным глазом категорически нельзя, иначе можно сильно повредить зрение.

Из архивов: "Иногда полярные сияния достигают исключительной силы и занимают огромные пространства небесной сферы. Например, сияние 4 февраля 1872 года охватило почти все северное полушарие, а в ночь с 25 на 26 января 1938 года "небесные огни" наблюдались на всей территории Европейской России. В феврале 1950 года яркое и продолжительное полярное сияние горело в небе над Москвой. В течение нескольких часов на северной стороне небосвода светились две большие дуги — ярко-красная и светлозеленая. Они постоянно меняли яркость и местоположение, исчезали, появлялись вновь, приближались и отдалялись друг от друга. Многие москвичи тогда впервые насладились этим экзотическим для наших широт зрелищем."

Солнечная вспышка 5 марта 2012 года

05-03-2012, 21.10 мск

Выход активной области 11429 из-за восточного края солнечного диска привел к резкому повышению солнечной активности. Здесь отмечались вспышки С и M класса. Первые относятся к слабым, вторые - к средним по мощности.
Сегодня в этой активной области отмечена вспышка X-класса. Вспышка привела к увеличению потока протонов, который, однако, на данный момент не достиг уровня "протонного события".

Согласно прогнозам корональный выброс от вспышки X1.1 5 марта 2012 года достигнет орбиты Земли вечером 6 марта. Ожидается умеренная или сильная магнитная буря.

Персеиды 2012. Первые результаты

14-08-2012, 00.00 мск

По данным IMO (международная метеорная организация) пик Персеид пришелся на вторую половину суток 12 августа 2012 года на период между 12 - 17 часами всемирного времени (вероятный момент пика потока пришелся на 14 - 15 часов).
Часовое число метеоров потока, в этот период, по всей видимости, находиться в пределах 90 - 110 метеоров в час. Пиковое значение оценено в 118 метеоров в час.

Мы так же вели счет Персеид в ближнем Подмосковье 11 и 12 августа. В первую ночь наблюдений за час (0:30 - 1:30) всего замечено 8 метеоров, из них к персеидам отнесено 3 метеоров, остальные отнесены к спорадическими метеорами.
Во вторую ночь за полтора часа наблюдений (2:35 - 4:05) отмечено 33 метеора, к Персеидам отнесено 26 метеоров, при фоновом потоке спорадических метеоров 7.