Meteoweb.ru
     Интернет-журнал
 
главная страница
о проекте
обратная связь
группа "ВКонтакте"
Телеграм-канал
 
прогнозы погоды на 5 - 30 сут.
солнечный монитор
фотодневник погоды
текущая погода
астрономические наблюдения

Сегодня:
11.02.2025 

 05.02 в 08:02 UTC
 12.02 в 13:53 UTC
 20.02 в 17:33 UTC
 28.02 в 00:45 UTC
 Весеннее равноденствие
 20.03, 09:01 UTC
 Летнее солнцестояние
 21.06, 02:42 UTC
 Осеннее равноденствие
 22.09, 18:19 UTC
 Зимнее солнцестояние
 21.12, 15:02 UTC
 

Причина катастрофы стратостата «Осоавиахим-1» с точки зрения метеоролога

Подготовил О. Малахов
Опубликовано 13-10-2016

К 30-м годам прошлого столетия человек поставил перед собой задачу изучения слоя атмосферы, лежащего выше тропосферы на высотах от 11 до 60 километров, именуемого стратосферой. Однако летательных аппаратов, способных решить поставленную задачу и достичь высот стратосферы, не было. Но все изменилось 27 мая 1931 года, когда швейцарским ученым Огюстом Пиккаром была взята тогда небывалая для человека высота – 15 785 метров. Таким образом, был совершен первый в мире полет в стратосферу, который произвел сенсацию в научном мире, а также положил начало более активному освоению стратосферы.

Не остался без внимания полет Пиккара и в СССР, в котором идеи освоения воздушного пространства поддерживалось на самом высоком государственном уровне. Уже в январе 1932 года в Москве прошло первое совещание по вопросам изучения стратосферы, результатом которого стало принятие плана, включавшего в числе прочего мероприятия по созданию стратостата, способного совершать пилотируемые полеты на высоту до 20 – 25 км.

И уже 30 сентября 1933 года первым советским стратостатом «СССР-1», взлетевшего со стартовой площадки в Подмосковье, была достигнута высота 19 км, что тогда стало новым мировым рекордом. Полет закончился благополучно – стратостат с участниками полета вернулся на землю в целости и сохранности.

Параллельно велись работы по созданию другого стратостата, получившего название «Осоавиахим-1» (или «ОАХ-1»). В июне 1933 года была готова оболочка, созданная из прорезиненной ткани. Стратостат был оснащен самыми лучшими по тем временам приборами, созданными, в том числе, в Главной геофизической обсерватории.


Подготовка стратостата «Осоавиахим-1» к запуску, 1934 г. Источник

Первый полет «Осоавиахим-1» был запланирован на 30 сентября 1933 года, однако был перенесен из-за неблагоприятных метеорологических условий на весну. Но уже 15 января 1934 года было принято решение об организации полета в первый же день с благоприятной погодой. Стоит отметить, что изначально полет в зимних условиях не планировался, так как была высока опасность обледенения стратостата и ослабления подъемной силы оболочки в условиях низких температур окружающего воздуха. К тому же, зимой короткий световой день, а это значит, что полет пришлось бы заканчивать уже с наступлением темноты, что повышало риски его неблагоприятного исхода. Но, учитывая то, что к первому зимнему полету в стратосферу готовилась группа, работающая с уже упомянутым стратостатом «СССР-1», командир экипажа «Осоавиахим-1» Федосеенко П.Ф., по всей видимости, решил обогнать «конкурентов» и подал рапорт на разрешение полета в зимних условиях.

23 января 1934 года была произведена продувка и осмотр оболочки стратостата на заводе «Каучук», а 28 января 1934 года стратостат «Осоавиахим-1» был переброшен в Кунцево (тогда еще ближайшее Подмосковье) для подготовки к старту.


Стратостат «Осоавиахим-1» и его экипаж:
Павел Федосеенко (слева), Андрей Васенко (в центре) и Илья Усыскин (справа). Фото: РИА Новости

И вот наступил день 30 января 1934 года, когда был совершен первый и единственный полет стратосферного аэростата «Осоавиахим-1», во время которого был установлен мировой рекорд высоты – 22 километра над уровнем моря. Однако полет закончился трагедией – аэростат упал, все члены экипажа – Федосеенко П.Ф., Васенко А.Б. и Усыскин И.Д. – погибли. Из отчета комиссии по расследованию этой катастрофы: «Метеорологические условия полета имели некоторые особенности: облачность в нижних слоях от 400 до 1200 м. Этот слой был проверен радиозондом и специальным экипажем на самолете, выпущенном для поверки данных радиозонда. Выше слоя нижних облаков оказался небольшой слой высококучевых облаков на высоте от 4000 – 5000 м. В ближайшие дни можно было ожидать усиления ветра. Время старта, подъема и спуска необходимо было рассчитать с учетом продолжительности дня и солнечного освещения. Вокруг места старта на 150 км ожидались туманы и к вечеру дня подъема разрыв облачности, поэтому в нижних слоях атмосферы нельзя было ожидать катастрофических для старта и приземления скоростей ветра. Ветры по высотам на пределе тропосферы и стратосферы не могли быть предусмотрены, и эти слои подлежали исследованию, что и являлось одной из задач полета. Комиссия считает, что метеорологические условия полета не были особо стесненными и полет можно было разрешать».


Стратостат «Осоавиахим» перед стартом. Москва. 30 января 1934 г. Фото: Источник

Взлет состоялся около 9 часов утра, а уже в 11 часов 16 минут экипаж «Осоавиахим-1» доложил о достижении высоты в 20500 метров. Но качество связи со стратостатом значительно ухудшилось, а последний сеанс связи был около полудня. После этого экипаж на связь уже не выходил.

В 17 часов пришло известие о том, что в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области обнаружена деформированная гондола стратостата «Осоавиахим-1». Расследование катастрофы показало, что скорость снижения стратостата с 12 км до поверхности земли (приведенная к плотности воздуха у земли), была порядка 12 – 15 м/с. При этом отрыв оболочки от гондолы произошел незадолго до удара о землю.


Осмотр комиссией места гибели стратостата «Осоавиахим-1». Фото: Источник

По официальному заключению, причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска.

А вот какую версию крушения «Осоавиахим-1» выдвигает Г.П. Гущин (Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова) в журнал «Метеорология и гидрология» №5 за 2010 год.

«В результате расширения знаний о метеорологических явлениях была выяснена причина катастрофы стратостата «Осоавиахим-1», которая произошла 30 января 1934 года на высоте 22 км и вызвала гибель стратонавтов П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко и И.Д. Усыскина. Точная причина катастрофы в то время не была установлена. Оболочка стратостата состояла из прорезиненной ткани, которая, как теперь известно, подвержена разрушительному воздействию атмосферного озона, значительно увеличивающемуся в присутствии ультрафиолетового солнечного излучения. Стратонавты, стремясь установить мировой рекорд высоты, сбрасывали балласт несколько раз в дневных условиях и набрали скорость подъема раздувшегося стратостата. Рекорд был установлен на уровне 22 км, где наблюдается максимум концентрации озона. Но оболочка стратостата не выдержала такой нагрузки, стала разрушаться, водород был выпущен и стратостат стал падать, его падение предотвратить уже было невозможно. Катастрофа стратостата «Осоавиахим-1» произошла, по мнению автора статьи, из-за отсутствия в то время достаточных знаний о вертикальном распределении озона в атмосфере и незнания в полной мере агрессивных химических свойств озона как разрушителя резины».

При подготовке обзора использовались следующие материалы:



Назад в раздел

 

© Meteoweb.ru 2006 – 2025
Все права защищены. Авторы проекта не несут ответственности за точность прогнозов погоды и за возможные негативные
последствия, возникшие при использовании информации с сайта. Прогностическая информация на сайте носит исключительно
ознакомительный характер и ее перепечатка в СМИ запрещена. Для принятия решений необходимо руководствоваться официальными
прогнозами погоды Гидрометцентра России.
При использовании информации с сайта гиперссылка на Meteoweb.ru обязательна!



Индекс цитирования.