Подготовил О. Малахов при участии И. Кузнецова
09-11-2014, обновлено 30.10.2022
В метеорологической литературе авторы часто прибегают к описанию тех или иных ярко выраженных синоптических процессов, имевших место в прошлом. Но бывают настолько яркие синоптические процессы, что сведения о них можно встретить в разных источниках, к тому же изданных в разные десятилетия. И сегодня мы расскажем об одном из них. Речь пойдет о так называемом «штормовом» циклоне, бушевавшем над Европейской частью Советского Союза (ЕТС) 28 января 1923 года.
...Еще 27 января у западных берегов Скандинавии, по-видимому, на полярном фронте сформировался очень активный циклон. С поразительной быстротой всего за сутки он опустился (нырнул) на юго-восток и к утру 28 января оказался в районе Вологды, проделав путь длиной в 2 тыс. км. Приведенное к уровню моря значение атмосферного давления в центре описываемого циклонического вихря составляло всего 708 мм рт.ст. (944 гПа). И такого низкого атмосферного давления в этих широтах ЕТС ранее не наблюдалось.
Из-за огромных горизонтальных барических градиентов практически на всей ЕТС наблюдались очень сильные ветры, местами достигавшие ураганной силы (12 баллов по шкале Бофорта), отчего циклон и назвали «штормовым», что, конечно, не является научным термином.
Густая «паутина» изобар и аномально низкое атмосферное давление
в центре больше напоминает тропический циклон...
К югу от центра циклона в описываемый день протянулась обширная ложбина, по-видимому, связанная с холодным атмосферным фронтом. В этой ложбине наблюдалось формирование мощных кучево-дождевых облаков, которые (согласно Колобкову Н.В.) в период с 5 до 6 ч утра дали грозы, отмеченные метеостанциями в Савелово, Москве, Подольске, Серпухове. Южнее отдаленную грозу отмечает Орел. По-видимому, география зимних гроз была шире, но редкая сеть метеостанций того времени, трудность определения грома среди ураганного ветра и хаоса дождя со снегом свели наблюдения и отметки только к 4 пунктам. Указанные станции отмечают внезапное усиление ветра, снежный вихрь с дождем при скачке направления ветра с южного на западный. Барограмма запечатлела характерный «грозовой нос».
Обращает на себя внимание и тот факт, что разница между температурой у земли в передней части ложбины и в ее тылу была незначительной – всего 3 – 4 градусов.
Штормовой ветер причинил большие бедствия, порвав провода связи, разрушив заборы, а местами и деревянные здания, повалив много деревьев. Несмотря на относительную слабость электрических разрядов, в г. Подольске сожжена радиостанция, причем молния проникла на аппаратуру через антенну.
О погоде в Москве 28 января 1923 г.
Теперь заглянем в архивы наблюдений метеорологической обсерватории им. В.А. Михельсона при Тимирязевский сельскохозяйственной академии (ТСХА), которая в те годы являлась главной метеоплощадкой Москвы. Какие значения метеопараметров и явления погоды она зафиксировала в тот день?
Итак, в 7 ч утра в теплом секторе циклона температура воздуха составляла 2,4°С, атмосферное давление очень низкое – всего 714,1 мм рт.ст. Общая облачность составляла 9 баллов. Ветер западный до 17 м/с.
К 13 ч в тыловой части циклона температура воздуха опустилась до –2,4°С, а атмосферное давление выросло до 722,0 мм рт.ст.. Общая облачность по-прежнему оценивалась в 9 баллов. Ветер ЗСЗ до 20 м/с.
К 21 ч столбики термометров опусились до –6,6°С, а атмосферное давление выросло до 727,9 мм рт.ст.. Сплошная облачность. Ветер западный 12 м/с.
Стоит отметить, что существенных осадков в тот день в Москве отмечено не было. Да и сведения о наблюдении утренней грозы, о которой упомянул Н.В. Колобков, отсутствуют.
При подготовке текста использованы фрагменты из книги Н.В. Колобкова "Грозы и шквалы" (Гидрометеоиздат, 1939 г.). Синоптическая карта взята из энциклопедии 1962 г. Сведения о фактической погоде в Москве взяты из архива метеообсерватории им. В.А. Михельсона при Тимирязевский сельскохозяйственной академии (ТСХА).
|